Петросян отдыхает…

Власть отбирает хлеб у юмористов

Власть отбирает хлеб у юмористов
Товарищ Сталин, как известно, был большой шутник.  

В моей любимой книге “Сталиниада” писатель Юрий Бореев так описывает одну из типичных шуток вождя.  

“Когда министр иностранных дел фашистской Германии Иоахим Риббентроп прилетел в Москву, Сталин поручил председателю Комитета по делам искусств Храпченко сопровождать гостя в Большой театр и преподнести ему цветы. На спектакль приехали Сталин и Молотов, расположившиеся в правительственной ложе.

После спектакля Сталин пригласил Храпченко в ложу, расспросил о высказываниях гостя и доверительно сказал то, что еще не стало достоянием гласности:

— Мы заключили союз с Германией. Как вы к этому относитесь, товарищ Храпченко?

Храпченко растерялся. Тогда Сталин объяснил:

— Я, как и вы, товарищ Храпченко, против союза с Гитлером, но он (Сталин указал на Молотова) меня заставил”.

Сегодня шутки подобного рода не каждый может себе позволить.  

Для того чтобы подобная шутка сработала и ваш собеседник нервно улыбнулся, нужно одно важное условие: любое ваше указание должно немедленно исполняться, а нахождение окружающих на свободе должно зависеть именно от вас.  

Шутка проходит еще лучше, если в тюрьме уже кто-то сидит, и все знают, что сидит он по вашему, пусть непрямому, указанию.  

И еще. Замечено, что чем авторитарнее стиль вашего правления, тем шутка выглядит смешнее.

Конечно, времена меняются, и с таким эффектом сейчас могут шутить только несколько мировых лидеров: духовный лидер Ирана Али Хоменеи, например, Чавес, Ким Чен Ир.

При произнесении подобных шуток важно, чтобы действительность максимально отличалась от идеи того, что вы произносите.  

В случае со Сталиным его искрометный юмор рождался от контрапункта между его словами о Самой Свободной и Мирной Стране с Самой Лучшей Конституцией и действительностью с репрессиями, лагерями и расстрельными “тройками”.  

В современном варианте лучшие шутки, конечно, у Ким Чен Ира, потому что Великие Партийные Съезды в Пхеньяне с его речами о Счастливейшей Стране Человечества с одной стороны, и пляжи, обнесенные колючей проволокой, чтобы никто не убежал, с другой — это неоценимый вклад в мировую сокровищницу юмора.
Однако не следует думать, что нынешнее время не рождает отечественных “мастеров веселого политического цеха”.  

Как говорил тот же товарищ Сталин: “Даже в нелегкое военное время мы не забывали о шутке!..”

Вот пример. Разговаривают премьер Владимир Путин и Юрий Шевчук в Санкт-Петербурге.  

“Шевчук: Просто мне был позавчера звонок, и меня ваш помощник, наверное, какой-то (я не помню его имени) попросил не задавать вам острых вопросов — политических и так далее...

Путин: А как вас зовут, извините?

Шевчук: Юра Шевчук, музыкант.

Путин: Юра, это провокация.

Шевчук: Провокация, ну и ладно.

Путин: Мой помощник не мог вам позвонить по этому поводу.

Шевчук: Ну не ваш помощник, какой-то чудак, да…”

Еще фрагмент из той же беседы — Шевчук говорит о том, что “Марши несогласных” жестоко разгоняются. Вот ответ премьера:

“Путин: Кроме тех людей, которые выходят на марш согласных или несогласных, есть и другие люди, о правах которых мы не должны забывать.
Если вы решите провести “Марш несогласных”… скажем, у больницы, где будете мешать больным детям, — кто из местных властей вам позволит там проводить этот марш? И правильно сделают, что запретят!

Шевчук: Можно я отвечу?

Путин: Нет! А теперь вы хотите провести его там, где люди хотят в пятницу поехать на дачу, к примеру… Или в воскресенье вечером вернуться с дачи. Да они вас там такими матюгами покроют!.. На самом деле я хочу, чтобы вы поняли. Мне, уверен, и другим представителям государственной власти это (“Марш несогласных”) не мешает, наоборот, помогает.

Шевчук: Конечно.

Путин: Если я вижу, что люди вышли не просто чтобы “побазарить” и попиарить себя, а что-то говорят дельное, конкретное, указывают какие-то болевые точки, на которые власть должна обратить внимание, — что же здесь плохого?! Спасибо надо сказать”. (Текст беседы взят с сайта Правительства РФ.)

Думается, что подобный пример государственного юмора великолепен. Как известно, оппозиция проводит свои митинги исключительно возле больниц с больными детьми или под баян на перронах пригородных электричек. Есть и элементы “базара” — выступающие стоят не молча, а говорят в микрофон.  

Налицо и элементы “дешевого пиара” во время “маршей”: Каспаров на ходу проводит сеансы одновременной игры, чтобы напомнить, что он 13-й чемпион мира по шахматам, а Эдуард Лимонов реализует остатки тиража своей книги “Это я — Эдичка!”.  

Но особо возмутительно ведет себя Новодворская, демонстрирующая во время шествия последние модели верхней одежды весенне-летнего сезона от Юдашкина и Зайцева.  

Поэтому эта часть юмористического монолога Путина радует сама по себе.  

Прелестна и вторая часть беседы, где премьер утверждает, что выступления оппозиции ему и его правительству помогают и что власть должна “спасибо сказать”. Тут премьер, конечно, оставил далеко позади всех Измайловых, Трушкиных и Задорновых. Потому что вид Владимира Путина, обливающегося слезами благодарности на груди Касьянова или Людмилы Алексеевой, — это, как говорят вышеперечисленные юмористы, “просто обхохочешься”.  

Конечно, жаль, что власть отбирает хлеб у юмористов, но в конце концов мы живем в Свободной Стране и конкурентное поле открыто для всех.
Жаль только, что знаменитая тетя Соня Клары Новиковой может не выдержать конкуренции с премьером и уйти на пенсию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру